Комплексная программа
профилактической, коррекционной и реабилитационной работы
социального педагога с учащимися ГКОУ КК школы-интерната с. Воронцовка
на 2019-2020 учебный год
Пояснительная записка
Современные социально-экономические условия, сложившиеся в России, неоднозначно сказываются на процессе социализации наиболее уязвимой социально-психологической категории граждан – детях с ограниченными возможностями здоровья. Недостатки физического и психического здоровья, как правило, сложные семейные обстоятельства значительно затрудняют процесс вхождения детей с ограниченными возможностями в социальную среду.
Такие дети сталкиваются с проблемами взаимоотношений со сверстниками, родителями, педагогами. Не умея критически осмыслить происходящее, они ищут возможность ухода от реальных требований, объективных условий. Не представляя последствий, не осмысливая социальные характеристики своих поступков, постепенно они привыкают к отрицательным формам и образам поведения, стараются им подражать.
В этих условиях роль социального педагога в коррекционной школе значительна.
Для достижения своих профессиональных целей социальный педагог устанавливает контакт с представителями государственных органов управления, общественными организациями, образовательными учреждениями, учреждениями здравоохранения, социальной защиты населения, муниципальными службами иными предприятиями и организациями, в которых необходимо представлять интересы своих воспитанников.
Основной задачей социального педагога является оказание помощи в становлении взаимодействия между личностью, развивающейся в условиях недостаточности (физической, психической, интеллектуальной), и обществом для содействия обеспечению независимой жизни и повышению уровня социальной адаптации детей и подростков, нуждающихся в особой поддержке.
Профессиональная деятельность социального педагога может быть реализована только в рамках государственной социальной политики. Программа основывается на следующих нормативно-правовых документов:
• Конституция Российской Федерации;
• Конвенция ООН о правах ребёнка;
• Федеральный Закон «Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации»;
• Закон РФ «Об образовании»;
• Федеральный Закон «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»;
• гражданское, семейное, трудовое и жилищное право;
• Устав школы-интерната с. Воронцовка.
Основные направления работы социального педагога следующие:
социально-педагогическое исследование (диагностика);
социально-педагогическая защита прав детей;
обеспечение социально-педагогической поддержки семье в формировании личности учащегося;
социально-педагогическое консультирование;
профориентационная работа с учащимся;
социально-педагогическая профилактика, коррекция и реабилитация;
организационно-методическая деятельность.
Исходя из анализа реализации программы профилактической, коррекционной и реабилитационной работы с учащимися за 2018-2019 учебный год можно обозначить следующие цели и задачи реализации программы на 2019-2020 учебный год:
- активизировать работу по повышению уровня посещаемости учащимися учебных занятий;
- продолжить индивидуально-профилактическую работу с учащимися, состоящими на профилактическом учете;
- продолжить работу по выявлению семей «группы риска» и оказанию им необходимой социально-правовой помощи;
- активизировать работу по формированию законопослушного поведения среди учащихся школы-интерната;
- продолжить работу по выявлению детей требующих особого внимания и оказанию им социально-педагогической помощи;
- продолжить работу по социально-правовому просвещению учащихся;
- принимать активное участие в работе семинаров, методических объединений;
- осуществлять продуктивное взаимодействие с органами и учреждениями системы профилактики.
- продолжить работу по самообразованию и повышению квалификации в соответствие с требованиями ФГОС для детей с ОВЗ.
Ожидаемые результаты
1. Снижение количества пропусков занятий учащимися без уважительной причины.
2. Снижение числа учащихся, состоящих на всех видах профилактического учета.
3. Отсутствие правонарушений, совершенных учащимися школы-интерната.
4. Пополнение банка методических материалов, разработок.