Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?

Вы вошли как Гость
Группа "Гости"
 
ГКОУ КК ШКОЛА-ИНТЕРНАТ c.Воронцовка
Воскресенье
19.05.2024
16:51 
                                                                                                             
ГлавнаяМой профильВыход  
Сведения об ОО


Полезные ссылки


Вход на сайт


Поиск


Конспект воспитательного часа "Тепло семейного очага"
Государственное казенное образовательное учреждение
Краснодарского края специальная (коррекционная)
школа – интернат с. Воронцовка

Воспитательный час
«Тепло семейного очага»

Моряхина Светлана Васильевна
(воспитатель)

2019

Пояснительная записка

Жить в семье огромное и великое счастье. Многие порой и не понимают, что они самые счастливые дети, у которых большая и дружная семья. Мама, папа, дедушки, бабушки, сестрёнки, братишки.
Именно в семье впервые приобретают представление о жизни, о справедливости, о нравственности, о любви. Родительский дом - это место, где их любят, заботятся, прощают, делят радости и печали.
В семье зарождаются такие понятия, как забота друг о друге, доброта, ответственность, порядочность, семейные традиции. Недаром есть такая пословица - «Дом - крепость моя». Каждый знает, что за стенами крепости должен быть мир, покой и любовь…
А как же построить такой дом, где не унывают, не падают духом, радуются жизни и всегда поддерживают огнь в очаге? Порой и взрослые не могут ответить на этот вопрос. Конфликты, споры, раздоры….. А как этого избежать? Как сохранить семью-главное богатство жизни? Как прожить, чтобы семейный очаг уберечь от «ветра»?
Семья - это не просто родственники, живущие рядом. Это близкие люди, которые сплочены чувствами, интересами, идеалами, отношением к жизни. Что семья может дать ребенку? В чем ее психологическая сила? Дом и родители играют решающую роль становлении психики ребенка, которая заряжается токами самых высоких человеческих побуждений: стремление давать радость себе и близким людям, делить их горести, помогать в тяготах. Поэтому сила любви к своему Дому особым светом освещает подлинно счастливое детство.
Очень важно еще с раннего детства прививать ребенку правильное представление о семье, о домашнем очаге. Проведение классного часа на эту тему поможет воспитанникам сформировать правильный идеал семейных отношений.
Актуальность данной темы обусловлена тревожным состоянием современной российской семьи, сложностью демографической ситуации в сегодняшней России, необходимостью приобщения воспитанников среднего и старшего звена к осмыслению семейных ценностей, проблем сиротства при живых родителях, целях социальной и демографической политики в РФ.
Практическая значимость воспитательного часа определяется попыткой достучаться до сознания каждого воспитанника, стоящего на пороге взрослой жизни, что залог процветающего общества - счастливая семья, что семейным ценностям суждено жить при условии бережного отношения к ним и передачи будущим поколениям.

Тема «Тепло семейного очага»

Цель:
воспитание ценностного отношения к семье; формирование стремления быть хорошим семьянином во взрослой жизни.
Задачи:
Образовательные:
- дать понятия «семья», «семейные ценности»;
- формировать у детей представление о семье как о людях, которые любят друг друга, заботятся друг о друге;
- проанализировать и дать оценку состояния современной семьи и тенденции ее развития;
- показать, что разногласия между детьми и родителями возникают в силу того, что между ними нет взаимопонимания - дети не умеют понимать родителей, родители не понимают детей;
- способствовать формированию представлений о жизненном идеале семьи;
распространенными традициями русского народа;
- содействовать повышению интереса воспитанников к истории своей семьи и семейным традициям;
- показать важную роль в семье традиций и ценностей;
- продолжить работу по сплочению классного коллектива.
Развивающие:
- акцентировать внимание на важности выполнения ролевых позиций в семье;
- развивать интерес к родословной своей семьи;
- развивать способности взаимопонимания, умения находить выход из конфликтных ситуаций;
- развивать нормативное восприятие позитивных семейных ценностей;
- развивать интерес к истории своей семьи, семейным традициям;
- формировать умение анализировать ситуации, происходящие в семье;
- познакомить учащихся с традициями и устоями русской семьи;
- через эмоциональное восприятие дать воспитанникам знания о семейных традициях и ценностях;
- развивать речь, умение рассуждать.
Воспитательные:
- формировать позитивное отношение к своей семье;
- воспитывать уважение к родным, гордость за свою семью, желание заботиться о близких людях;
- воспитывать чувства ответственности перед семьей и правильного взаимоотношения между членами семьи;
- формировать уважительное восприятие своего дома, семьи;
- воспитывать чувство любви и гордости за свою семью, уважения к родителям;
- формировать положительное отношение, уважения к семьям одноклассников;
- воспитание чувства любви к близким людям, уважения к старшим, стремления помогать им во всем;
- воспитывать ценностное отношение к семье;
- формировать стремление быть хорошим семьянином во взрослой жизни;
-формировать культуру общения детей и родителей, укрепления толерантности и солидарности в семьях воспитанников.
Методы и приёмы:
- беседа;
- прослушивание и просмотр аудио и видеозаписей;
- просмотр слайдов презентации;
- викторина;
- работа с раздаточным материалом(разрезные пословицы);
- решение кроссворда
Оснащение:
- мультимедиа;
-видеоролик;
- раздаточный материал;
Предполагаемый результат:
Вызвать эмоциональный отклик, желание и стремление быть хорошим семьянином во взрослой жизни.

Ход воспитательного часа:
Орг.момент. Сообщение темы воспитательного часа

Воспитатель :Сегодня свой разговор мы посвятим … Чему? Узнаете, когда расшифруете схему – « Что такое 7 + Я?» (ответы ребят –«семья»).
Семья – это счастье, любовь и удача,
Семья – это летом поездки на дачу.
Семья – это праздник, семейные даты,
Подарки, покупки, приятные траты.
Семья – это труд, друг о друге забота,
Семья – это много домашней работы.
Семья – это важно!
Семья – это сложно!
Но счастливо жить одному невозможно!
Всегда будьте вместе, любовь берегите,
Обиды и ссоры подальше гоните,
Хочу, чтоб про нас говорили друзья:
Какая хорошая Ваша семья!

Воспитатель: Сегодня мы встретились с вами, чтобы поговорить о самом важном в жизни каждого человека – семье.
Вы становитесь год от года взрослее и придет время, когда вы тоже будете создавать свою семью.
У каждого человека есть своя семья, свой дом. И где бы мы не были, мы всегда помним о нем, он притягивает нас своим теплом.
Дом –это не только крыша над головой,, это твоя семья и самые близкие тебе люди: родители , братья и сестры, бабушки и дедушки. Дом это опора. И как бы высоко не занесла нас судьба ,как бы круто не обошлась с нами , мы всегда возвращаемся в наш родительский дом-начало всех начал. Огонь- символ семейного очага. Передача семейного очага- это давняя традиция символизирует преемственность поколений, передачу опыта старшим молодой семье, желание поделиться своим теплом и мудростью. Ведь даже уходя во взрослую самостоятельную жизнь, каждый нас уносит в новую семью частичку тех традиций, которые передаются из поколений в поколение. Сохранение домашнего огня издавна считалось главным условием счастливой семьи
-Семья это слово мы слышим каждый день и настолько к нему привыкаем, что порой даже не задумываемся, что это слова значит.
Как вы думаете, на каких ценностях строится семья?
Тренинг «Строим дом»
Воспитатель: Давайте попробуем смоделировать счастливую семью, работая в группах.
Задание : У вас на столах лежат карточки со словами: терпение, трудолюбие, любовь, взаимопонимание, верность, доброта, дети, ответственность, забота, честность, семейные традиции, дружба, прощение, понимание, долг, материальный достаток, уважение, самопожертвование, порядочность.
Давайте построим дом счастья. Что вы положите за основу, что для вас главное, а что второстепенное? (дети строят, по ходу объясняя, что лежит в основе хорошего дома, крепкой семьи)
Постепенно складывая по кирпичику воздвигаем стены, затем ставим крышу- крышу хорошего настроения.
Итак, мы построили с вами «Дом счастья». Счастье человека в семье – наибольшая нравственная ценность. Где, как не в семье, получает человек то, к чему он стремится в любом возрасте: ощущение своей нужности близким, осознание, что любим и любишь сам, веру, что есть на земле место, где тебя ждут и любят
Воспитатель: А вот так говорит об этом И. Молчанова в стихотворении «Семь правил»
1.Что значит для меня моя семья? Конечно – счастье и уют домашний,
Семь правил обязательных храня, Лишь только семь, но очень – очень важных.
2. Во-первых, это главное – любовь. Всем сердцем и душою всей, и разумом.
Не просто чтоб бурлила страстью кровь, А трепетно и каждый день по-разному.
3. Второе – дети. Что за дом без них? Пустыня без колодца – не напиться.
А дети – это жизнь, это родник, И продолженье рода. Пусть струится!
4. Потом забота. Лишь она - Очаг семейный сбережёт от ветра
Старайся, чтоб с улыбкою весна. Была всегда с тобою, а не где-то.
5. Четвёртое – терпение. Оно Поможет пережить невзгоды, беды…
И отогреет солнышком окно, Что инеем заледенело белым.
6. А пятое – ответственность и дом. В фундаменте семейном веский камень.
Они помогут защитить любовь, От ветра уберечь душевный пламень.
7. Шестое – уваженье. Только с ним
-Приобретёшь успех, признанье общее
Всегда, считаясь с мнением других, Научишь, чтоб с твоим считались собственным
8. И, наконец, седьмое – чистота. Везде – в дому, в душе твоей и помыслах…
Вот так я представляю свой очаг, Где я любима, счастлива, где полностью.
Игра «Соберите пословицу»:
Я раздам вам слова с помощью которых вы должны составить пословицы.
1. В гостях хорошо, а дома лучше.
2.Не красна изба углами, а красна пирогами.
3.Хозяюшка в дому, что оладушек в меду.
4. Каково на дому, таково и самому.
5. Не нужен клад, когда в дому лад.
6. Дерево держится корнями а человек семьёй.
7. Вся семья вместе, так и душа на месте.
8. Семья в куче - не страшна и туча.
9. В своем доме и стены помогают.
10. В семье, где нет согласия, добра не бывает.
Воспитатель: Молодцы! Хорошо знаете пословицы, все быстро справились с заданием, а пара быстрее всех.
У каждого человека должен быть дом, семья, родня, потому что именно здесь мы найдем сочувствие, теплоту, взаимопонимание. Именно самому близкому человеку вы сможете доверить свою тайну, поговорить о самом сокровенном, о том, что вас волнует, посоветоваться с ними. Каждая семья - уникальное объединение людей разного возраста, основанное на кровнородственных отношениях. Я думаю,у каждого из вас есть желание жить в дружной, благополучной семье, основанной на взаимопонимании и доверии детей и взрослых.
А знаете ли вы как зовут родственников в семье ?
Предлагаю вам разгадать семейный кроссворд.
Отгадывание кроссворда.

1. Теща — это ... жены. (Мама.)
2. Сестра мужа. (Золовка.)
3. Муж дочери. (Зять.)
4. Отец жены. (Тесть.)
5. Брат мужа. (Деверь.)
6. Дочь брата или сестры. (Племянница.)
7. Мать мужа. (Свекровь.)
8. Сестра жены. (Свояченица.)
9. Сестра мамы или отца. (Тетя.)
Наш дом – это наша защита, наш очаг, в котором должен всегда гореть огонек взаимопонимания, доброты, участия. Но иногда пламя в очаге может быть беспощадным и от былого тепла и понимания остается пепел. Это происходит в том случае, если недоразумения и непонимание между детьми и родителями перерастает в ненависть и даже вражду. Как этого избежать, как сделать так, чтобы пламя в очаге твоего дома горело ровно и освещало своим светом всю твою жизнь?
Воспитатель: Считается, что за взаимоотношения в семье отвечают только взрослые, но это не так. Дети могут сделать очень много для установления и поддержания в семье хороших и теплых отношений. Послушайте одну притчу. Я надеюсь, что вы сделаете правильные выводы.

Притча «Один час твоего времени»
Как-то раз один человек вернулся поздно домой с работы, как всегда усталый и задёрганный, и увидел, что в дверях его ждёт пятилетний сын.
— Папа, можно у тебя кое-что спросить?
— Конечно, что случилось?
— Пап, а сколько ты получаешь?
— Это не твоё дело! — возмутился отец.
— И потом, зачем это тебе?
— Просто хочу знать.
Пожалуйста, ну скажи, сколько ты получаешь в час?
— Ну, вообще-то, 500. А что?
— Пап… — сын посмотрел на него снизу вверх очень серьёзными глазами. — Пап, ты можешь занять мне 300?
— Ты спрашивал только для того, чтобы я тебе дал денег на какую-нибудь дурацкую игрушку? — закричал тот. — Немедленно марш к себе в комнату и ложись спать!..
Нельзя же быть таким эгоистом! Я работаю целый день, страшно устаю, а ты себя так глупо ведешь.
Малыш тихо ушёл к себе в комнату и закрыл за собой дверь. А его отец продолжал стоять в дверях и злиться на просьбы сына. «Да как он смеет спрашивать меня о зарплате, чтобы потом попросить денег?»
Но спустя какое-то время он успокоился и начал рассуждать здраво: «Может, ему действительно что-то очень важное нужно купить. Да чёрт с ними, с тремя сотнями, он ведь ещё вообще ни разу у меня не просил денег». Когда он вошёл в детскую, его сын уже был в постели.
— Ты не спишь, сынок? — спросил он.
— Нет, папа. Просто лежу, — ответил мальчик.
— Я, кажется, слишком грубо тебе ответил, — сказал отец.
— У меня был тяжелый день, и я просто сорвался. Прости меня. Вот, держи деньги, которые ты просил.
Мальчик сел в кровати и улыбнулся.
— Ой, папка, спасибо! — радостно воскликнул он.
Затем он залез под подушку и достал еще несколько смятых банкнот. Его отец, увидев, что у ребенка уже есть деньги, опять разозлился. А малыш сложил все деньги вместе, и тщательно пересчитал купюры, и затем снова посмотрел на отца.
— Зачем ты просил денег, если они у тебя уже есть? — проворчал тот.
— Потому что у меня было недостаточно. Но теперь мне как раз хватит, — ответил ребенок.
— Папа, здесь ровно пятьсот.
Можно я куплю один час твоего времени? Пожалуйста, приди завтра с работы пораньше, я хочу, чтобы ты поужинал вместе с нами.
Обсуждение притчи
В каждым человеке изначально заложена потребность любить и быть любимым. Каждому хочется встретить своего единственного и неповторимого, жить с ним счастливо, воспитывать детей, разделять радости и горести. То есть, у каждого в жизни будет семья, но какой климат будет в этой семье, зависит только от самого человека и от его поведения.

В завершении нашего воспитательного часа проведем викторину.
Семейная викторина
1. Скажите по латыни «семья». (Фамилия.)
2.А теперь скажите «семья» по-итальянски. (Мафия.)
3.Как известно, греческая богиня Афина была богиней мудрости, и ее птицей считалась сова. А вот богиня Гера, супруга Зевса, считалась покровительницей семьи вообще и материнства в частности. Догадайтесь, какая птица считалась «птицей Геры»?
(Аист.)
4.Как говорят о тех, кто разглашает внутренние семейные неприятности и ссоры?
(Выносить сор из избы.)
5. Вот русская пословица: «Жить для себя – тлеть, для семьи – … (пропущен глагол), а для народа – светить». Назовите пропущенный глагол.
(Гореть.)
6.По легенде, Россию охраняют три сестры: Вера, Надежда и Любовь и их мать. Назовите имя матери трёх сестёр.
(Софья, то есть Мудрость.)
7. Первый, старший ребёнок в семье – первенец. А как на Руси назывался третий ребёнок в семье? А последний?
(Третьяк, поскрёбыш.)
8. Как звучит русская «фруктовая» пословица о том, кто унаследовал плохое, неблаговидное поведение от отца или матери?
(«Яблоко от яблони недалеко падает».)
9. О какой русской игрушке эта цитата из энциклопедии: «Она олицетворяет идею крепкой семьи, достатка, продолжения рода, несет в себе идею единства»?
(О матрёшке.)
10. С какого возраста, согласно законодательству РФ, можно вступать в брак без разрешения родителей?
(С восемнадцати лет.)
11. Как называется фамилия женщины до её замужества?
(Девичья.)
12. Содержание одной из статей Всеобщей декларации прав человека таково: «Брак может быть заключён только при обоюдном и свободном согласии обеих сторон». Назовите сказку Андерсена, в которой её героями эта статья нарушается.
(«Дюймовочка».)
13. В какой сказке Андерсена нарушено право ребёнка: «Дети имеют право жить со своими родителями, и никому не позволено их разлучать»?
(«Снежная Королева». Из дома бабушки Снежная Королева увезла маленького Кая в свой ледяной дворец.)
14. Назовите самую семейную геометрическую фигуру.
(Круг. Тесный семейный круг, в семейном кругу.)
15. Родительский инструктаж одним словом – это...
(Наказ.)
16.Ребенок моего отца, мне не брат. Кто это?
(Моя сестра.)
17. Как называется жилище большой трудолюбивой пчелиной семьи?
(Улей, борть.)
18. Какое растение олицетворяет собой одновременно и родного, и приемного родственника?
(Мать-и-мачеха.)
19. Есть буквенная семья, в которой, согласно многочисленным стихам, «тридцать три родных сестрицы». Что это за семья?
(Алфавит.)

Рефлексия.

Воспитатель : Вот и подошел к концу наш с вами разговор. Давайте сядем поудобней, на минутку закроем глаза и вспомним, о чем мы с вами говорили? Что интересного, полезного, доброго узнали вы сегодня? Что вам понравилось?
Любовь , надежда, истина, здоровье,
Труд, мир, культура, творчество, семья-
Вот жизни человеческой основа
И связь простая между Мы и Я.
Познай слов этих глубину и мудрость,
Открой извечных истин суть.
Попробуй дел не совершать впустую,
Свои объятья миру распахнуть.

Воспитатель: Я хочу всех поздравить с Международным днем семьи, который отмечается 15 мая и предложить вам для просмотра
видеоролик о семье и семейном счастье. Удачи вам всем, тепла и уюта в семье! Спасибо всем!(Просмотр видеоролика)
Категория: Страничка воспитателя Моряхиной С.В. | Добавил: moryakhina69 (24.05.2019)
Просмотров: 1185 | Рейтинг: 0.0/0
Образование

Воспитание