Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?

Вы вошли как Гость
Группа "Гости"
 
ГКОУ КК ШКОЛА-ИНТЕРНАТ c.Воронцовка
Воскресенье
19.05.2024
14:08 
                                                                                                             
ГлавнаяМой профильВыход  
Сведения об ОО


Полезные ссылки


Вход на сайт


Поиск


Развиваем ребенка с синдромом Дауна
Дети с синдромом Дауна рождаются с частотой 1 на 800 новорожденных. Это самая распространенная генетическая аномалия, не зависящая от внешних факторов – национальности, образа жизни и образования родителей.
Как правило, дети с синдромом Дауна имеют отстающие темпы развития по возрастным нормам обычных детей, обладают различным исходным уровнем, и динамика их развития также может существенно различаться.
В развитии ребенка с синдромом Дауна отмечаются характерные особенности:
1. Медленное формирование понятий и становление навыков:
 снижение темпа восприятия и замедленное формирование ответа;
 необходимость большого количества повторений для усвоения материала;
 низкий уровень обобщения материала;
 утрата тех навыков, которые оказываются недостаточно востребованными.
2. Низкая способность оперировать несколькими понятиями одновременно. С этим взаимосвязаны:
 трудности, возникающие у ребенка, когда ему необходимо объединить новую информацию с уже изученным материалом;
 сложности с перенесением усвоенных навыков из одной ситуации в другую;
 замена гибкого поведения, учитывающего обстоятельства, однотипными, заученными многократно повторяемыми действиями;
 трудности при выполнении цепочки действий;
 нарушения планирования действий.
3.Неравномерность развития ребенка в различных сферах (двигательной, речевой, социально-эмоциональной) и тесная связь познавательного развития с развитием других сфер.
4.Особенностью предметно-практического мышления, характерного для младшего дошкольного возраста, является необходимость использования нескольких анализаторов одновременно для создания целостного образа (зрение, слух, тактильная чувствительность). Наилучшие результаты дает зрительно-телесный анализ, поэтому лучшим объяснением для ребенка оказывается действие, которое он выполняет, подражая взрослому или вместе с ним.
5. Нарушение сенсорного восприятия (звуков, сигналов, представлений о цвете, форме, величине т.д.), что может быть связано со сниженной чувствительностью и часто встречающимися нарушениями зрения и слуха.
Излечение хромосомной аномалии невозможно, но систематические занятия и постоянное медицинское наблюдение позволяют ребенку с синдромом Дауна освоить жизненно необходимые навыки, добиться успехов в социализации и развитии. Его можно научить общаться, самостоятельно есть, одеваться, ухаживать за собой, читать, писать, танцевать и делать многое из того, что умеют сверстники.
Роль родителей в этом плане незаменима. Ничто не помогает ребенку развиваться так, как их помощь, поддержка, забота и любовь.
Занимаясь с особым ребенком, большое внимание необходимо уделить развитию навыков самообслуживания, общей и мелкой моторики, координации движений, предметно- практической, игровой и познавательной деятельности.
Очень важно, как можно раньше начать развивающие занятия с ребенком и проводить их регулярно. Чтобы ребенок не отвлекался, перед занятием нужно освободить стол от ненужных и посторонних предметов, оставив только те, которые потребуются. Во время занятий лучше садиться напротив ребенка, чтобы он мог без труда установить зрительный контакт со взрослым, видеть выражение лица, копировать действия мамы или папы, учителя и воспитателя.
Очень важно, чтобы ребёнок и смотрел, и слушал, и совершал действия с предметами. Ему необходимо рассмотреть и потрогать тот материал, с которым он действует, чтобы было легче соотнести его со словесной инструкцией и создать более полный и точный образ. Поэтому во время занятий хорошо использовать яркие игрушки, игрушки с различной фактурой, бытовые предметы. При этом следует соблюдать одну и ту же последовательность:
 обязательно назвать предмет ;
 охарактеризовать его форму, цвет, вкус, величину;
 показать, как этим предметом можно действовать.
Нужно стараться для отработки одних и тех же навыков пользоваться различными материалами. Использование картинок возможно, когда ребенок уже знаком с теми предметами, которые на них изображены. Обучать с помощью «вопросов и ответов» можно только в тех случаях, когда ребенок уже достиг достаточно высокого уровня развития. Показывайте ребенку, как выполнять то или иное задание, затем вместе с ним повторяйте необходимые действия.
Занятия с ребенком следует проводить предпочтительно в игровой форме, используя неожиданное, сюрпризное появление игрушки, обучение в качестве «ученика» любимого медвежонка, оказание помощи кукле и т.д. Используйте привлекательные для детей механические, светящиеся и звучащие игрушки, игры на магнитах и «липучках». Старайтесь играть с ребенком в игры, которые расширяют его кругозор, развивают зрительное и слуховое восприятие, мышление и речь. Полезными для младшего школьника будут всевозможные игры на сортировку предметов по величине, цвету, форме, нахождение одинаковых предметов, игры с матрешками, пирамидками, вкладышами.
Важно, чтобы задания были доступны ребенку. Начиная обучение новому навыку, вначале надо использовать простые и легкие задания, а затем постепенно повышать уровень их сложности. Например, если хотите научить ребенка складывать пазлы, начните с картинки из двух- трех крупных элементов, а картинка из 30 мелких деталей пока полежит на полке. Уровень трудности задания должен находиться в «зоне ближайшего развития» познавательных возможностей ребенка, т.е. нужно, чтобы степень трудности каждого следующего задания была бы хоть не намного, но увеличена. Это позволит ребенку с вашей помощью или путем подражания выполнить какое-либо упражнение и таким образом подняться на более высокую ступень развития.
Необходимо насыщать занятия эмоциональным компонентом, так как у детей с синдромом Дауна эмоции относительно сохранны, и усвоение практического опыта осуществляется по эмоциональным каналам. Желательно включать в занятия с ребенком больше музыки и пения, использовать изобразительную деятельность, театрализованные игры. Важно сделать так, чтобы действию, которое должно стать для ребенка привычным, сопутствовали приятные переживания. Это и устная похвала, и ласковое поглаживание, и поощрение в виде какого-либо подарка. Разговаривайте с ребенком спокойным, доброжелательным тоном. Всегда положительно оценивайте его попытки справиться с заданием, выполнить вашу просьбу, поддерживайте любую его инициативу.
Особое внимание следует обратить на развитие речи малыша. При этом необходимо опираться на большую подражательность ребенка с синдромом Дауна. Делая что-либо, комментируйте свои действия, за которыми наблюдает малыш, простыми предложения¬ми: «я мою руки», «надеваю куртку», «режу хлеб», «мою тарелку» и т. п. Называйте предметы и действия, на которых в данный момент сосредоточено внимание ребенка, которые наиболее актуальны для него. Например, если ребёнок хочет яблоко, то, показывая на него, нужно спрашивать: «Яблоко?» и отвечать: «Да, это яблоко». Надо использовать минимальное количество слов, говорить медленно и чётко, повторять одно и то же слово несколько раз. Желательно, чтобы артикуляционные движения губ взрослого попадали в поле зрения ребёнка, вызывали желание имитировать их.
Многие дети с синдромом Дауна прибегают к замещающим словам, жестам и движениям. Это следует поддерживать и помогать им общаться на таком уровне, потому что осознание значения каждого жеста через слова активизирует разговорную речь. Кроме того, жесты могут пригодиться в качестве дополнения к речи в моменты, когда ребёнку трудно передать своё послание словами. Не надо принуждать ребёнка что-либо сказать или повторить. Лучше вообще избегать слов «скажи» и «повтори», так как на эти просьбы у ребёнка может вырабатываться негативная реакция. Эти слова лучше заменить соответствующими вопросами или словами «покажи», «угадай». Читайте ребенку больше книг, подбирайте тексты в соответствии с его уровнем понимания. При этом используйте издания с яркими, крупными картинками, иллюстрирующими содержание текста. Полезно в процессе чтения одновременно рисовать отдельных персонажей.
Для ребенка с синдромом Дауна необходимы игры и упражнения на развитие мелкой моторики: формирование щепотного захвата (большим, средним и указательным пальцами) и формирование пинцетного захвата (большим и указательным пальцами). Предлагайте ребенку играть с заводными игрушками, книжками с наклейками, собирайте пазлы, опускайте монетки в копилку, пуговицы и бусинки - в коробку, закрывайте банки и бутылки крышками, фломастеры и ручки - колпачками. В режиме дня отведите определенное время подвижным играм. Приучайте ребенка ходить по выложенным из веревочек, ленточек квадрату, кругу, различным линиям. Играйте в игры, где требуется бросать и ловить мяч, забрасывать его в коробку или корзину. Научите перешагивать через невысокие препятствия, прыгать на одной и на другой ноге, доставать различные вещи, находящиеся в труднодоступных местах (встать на стул и достать со шкафа мишку).
Для особого ребенка очень важным является соблюдение режима, приучение к аккуратности, раннее участие в различных видах бытового труда вместе с взрослыми, а затем и самостоятельно под их руководством. Обязательно привлекайте ребенка к посильному выполнению заданий по уходу за собой: мыть лицо, руки, вытираться полотенцем. Приучайте к выполнению несложных бытовых действий: поливать цветы, вытирать пыль, убирать игрушки, накрывать на стол и так далее.
Воспитание ребенка с синдромом Дауна требует от родителей много времени, терпения и настойчивости, но благодаря этому, постепенно в процессе игровой, предметно-практической деятельности, самообслуживания у него развивается речь, компенсируются недостатки мышления, формируются положительные эмоциональные качества.

Литература:
1. Маллер А.Р. Помощь детям с недостатками развития: Книга для родителей. - М.:АРКТИ,2006.
2. Мастюкова Е.М., Московкина А.Р. Семейное воспитание детей с отклонениями в развитии.- М., ВЛАДОС, 2003.
3. Медведева Т.П. Развитие познавательной деятельности детей с синдромом Дауна. Пособие для родителей. - 2-е изд.- М.: Монолит, 2010.
4. Ньюмен Сара. Игры и занятия с особым ребенком: руководство для родителей.- М.: Теревинф, 2004.
5. http://doktordetok.ru/nasledstvennye-bolezni/deti-s-sindromom-dauna-priznaki-razvitie.html#h2_7
Категория: Страничка воспитателя Моряхиной С.В. | Добавил: moryakhina69 (02.12.2019)
Просмотров: 257 | Рейтинг: 0.0/0
Образование

Воспитание