Рекомендации педагогам при общении с обучающимися Характер ребенка, его поступки непредсказуемы. Порой дети в своих суждениях и оценках беспощадны. Поэтому всегда рядом с детьми должен находиться старший наставник и не дать ребенку проявлять злобу и ненависть по отношению к таким же незащищенным детским душам. Каждый раз, когда вы входите в класс, помните несколько так называемых заповедей педагогического общения: • Педагогический процесс основывается на наших отношениях с детьми. • При организации педагогического общения нельзя исходить только из педагогических целей и задач. Очень важно строить общение с детьми не "от себя", а "от них". • Организуя педагогическое общение, стремитесь точно и адекватно ориентировать свою речь на конкретного ребенка или на группу учащихся. • Помните, что общение в педагогическом процессе нельзя ограничивать только одной функцией - информацией. • Вступая в контакт с детьми, не организуйте с ними общение "по вертикали", снизу вверх. Помните, что даже малыш стремится в какой-то мере отстаивать собственную самостоятельность и значительность во взаимоотношениях. • Учитель должен уметь выдерживать "паузу ожидания" между своим вопросом и ответами учащихся. Как показывает практика, эта "мелочь" является одной из важнейших задач, которые стоят перед учителем. • Стремитесь ощущать психологическую атмосферу в классе - без этого продуктивный учебно-воспитательный процесс невозможен. • Учитесь видеть себя как бы со стороны, глазами детей. • Умейте слушать детей. Надо выслушивать до конца, даже если школьник, на ваш взгляд, говорит неверно и у вас мало времени. • Организуя общение с детьми, постоянно стремитесь понять их настроение. • В процессе педагогического общения могут возникать разнообразные конфликты. Решение конфликтной ситуации во многом зависит от выбора стиля поведения. Одним из эффективных стилей является стиль сотрудничества. • Если в процессе общения с учащимися возникает потребность в дискуссии со школьниками, старайтесь не обидеть оппонентов. • Будьте инициативны в общении с детьми; помните, что инициатива в общении поможет вам успешно управлять познавательной деятельностью, организовать сотрудничество. • Избегайте штампов в общении с детьми, старайтесь преодолевать негативные установки по отношению к некоторым школьникам. Существует специальная технология общения, приемы которой убедительно демонстрирует американский ученый-психолог Д.Карнеги: 1. УЛЫБАЙТЕСЬ! Улыбка обогащает тех, кто ее получает, и не обедняет тех, кто ее дает! 2. Помните, что для человека звук его имени является самым важным звуком в человеческой речи. Как можно чаще обращайтесь к другому человеку по имени. 3. Давайте четко и искренне признавать хорошее в других. 4. Будьте сердечными в своем одобрении и щедры на похвалы, и люди будут дорожить вашими словами, помнить их в течение всей жизни. 5. Желание понимать другого человека порождает сотрудничество.