Урок обществознания в 8 классе на тему: Что такое мораль?, презентация
Ход урока
1. Организационный момент.
2. Подготовка к изучению нового материала.
Все мы знаем с детства стихотворение В.В. Маяковского:
Крошка сын к отцу пришел, и спросила кроха:
- Что такое хорошо и что такое плохо?
Давайте вспомним строчки из этого произведения: (слайд 1)
хорошо
|
плохо
|
Если мальчик любит мыло
и зубной порошок,
этот мальчик очень милый,
поступает хорошо.
|
Если сын чернее ночи,
грязь лежит на рожице, -
ясно, это плохо очень
для ребячьей кожицы.
|
Этот вот кричит: - Не трожь тех,
кто меньше ростом! -
Этот мальчик так хорош,
загляденье просто!
|
Если бьет дрянной драчун
слабого мальчишку,
я такого не хочу
даже вставить в книжку.
|
Этот, хоть и сам с вершок,
спорит с грозной птицей.
Храбрый мальчик,
хорошо, в жизни пригодится
|
От вороны карапуз
убежал, заохав.
Мальчик этот просто трус.
Это очень плохо.
|
Этот чистит валенки,
моет сам галоши.
Он хотя и маленький,
но вполне хороший.
|
Этот в грязь полез
и рад, что грязна рубаха.
Про такого говорят:
он плохой, неряха.
|
Мальчик радостный пошел, и решила кроха:
"Буду делать хорошо, и не буду - плохо".
В каком столбике хорошие дела, а в каком плохие?
3. Новая тема.
Мы живем в обществе, в котором существуют определенные ценности. Практически ежедневно мы стоим перед выбором - протянуть руку помощи своему другу или сделать вид, что это тебя не касается, пройти мимо бездомной собаки или накормить ее, угостить товарища своим завтраком или съесть его самому, навредить человеку, или простить его.
Чтобы понять, какой выбор нужно сделать, мы опираемся на два регулятора: мораль и право. Они помогают нам определить как себя вести.
- С какими из этих двух слов вы уже знакомы? (Право)
- С правом мы уже знакомы, а с таким регулятором, как мораль - мы сегодня и познакомимся.
- Откройте тетради, запишите тему урока “Что такое мораль”. (Записывают тему урока в тетради) (слайд 2)
В латинском языке слово «мораль» означает «обычай», «нрав», «характер», «порядок».
Мораль зародилась в глубокой древности, на заре возникновения человечества. Внимательно наблюдая жизнь, деятельность, поступки, нравы, люди тщательно их обдумывали и, наконец, сформулировали четко определенное правило поведения. Это и есть мораль – результат, продукт размышления о жизни, делах, поступках людей. К морали относятся определенные принципы, идеалы, мудрые правила, которые регулируют, строго направляют поведение людей. К ним относятся принципы любви к человеку, милосердия или такие нормы, как «не убий», «не воруй», «не лги», «почитай старших» и т.д.
Итак, Мораль - нравственные правила поведения человека в обществе.
(Записывают определение в тетради). (слайд 3)
Какие понятия входят в категорию мораль? (слайд 4)
Добро и зло, честь и совесть, долг и справедливость, добродетель, достоинство, стыд, правда, ответственность и др.
Физминутка (Слайд 5)
Скажите, а что еще регулирует поведение человека в обществе. (Право, правовые нормы)
- Что такое право?
Право - система общеобязательные правил поведения, установленных государством.
- Что объединяет эти понятия, а что отличает?
- Давайте сравним этих два регулятора жизни- право и мораль и заполним результат в таблице. (Слайд 6)
Мораль и право
Вопросы для сравнения
|
Право
|
Мораль
|
Кто вырабатывает
|
Государство
|
Общество
|
Где закреплено?
|
В законах государства
|
Нет письменного закрепления
|
Каковы последствия нарушения?
|
Наступает юридическая
ответственность
|
Общественное осуждение, критика, “угрызение” совести
|
Выполнение
|
Обязательно
|
Исполнять или нет решает сам человек
|
Что регулирует?
|
служат для регулирования и оценки поступков человека.
|
Задание: Определите в каком случае человек сталкивается с моралью, а в каком с правом (поднимите нужную карточку):
Катя доверила подруге важный секрет, а подруга Маша рассказала о нем всему классу
Вадим угнал автомобиль, и совершая очередной угон, он был задержан сотрудниками милиции.
Сергей, шел по парку и громко разговаривая по телефону со своим другом, используя в речи через слово матерные слова.
Человека, соблюдающего моральные нормы и правила, называют высокоморальным, нравственным человеком.
- А каковы черты такого человека?
(Слайд 7) Задание:
Предложите черту характера, которая должна принадлежать нравственному человеку. Для этого у каждого на парте лежит лепесток ромашки. Запишите характеристику этого человека. (Милосердие, совестливый, добрый, честный, справедливый, благородный, порядочный, бескорыстный, честность, воспитанность, ответственность, доброжелательность, почтительность, законопослушание)
Ромашка оформляется на доске.
- Трудно соответствовать моральному человеку?
- А нужно это человеку?
- Зачем?
4. Закрепление изученного
(Слайд 8) Задание: Игра “Крестики-нолики”. Раздает заготовки игрового поля.
Вопросы для игры “Крестики-нолики”.
1. Выбирая между добром и злом человек делает моральный выбор (да).
2. Быть моральным это значит отвечать за свои поступки, совершать добрые делам (да).
3. Мораль представляет собой нормы, установленные государством (нет).
4. Нравственные поступки требуют наград, слова благодарности (нет).
5. Высоконравственным считают человека честного, воспитанного, почтительного к старшим, ответственного за свои поступки и т.д. (да).
6. Золотое правило нравственности учит нас относиться к людям так, как хотим мы, что бы относились к нам (да).
7. Выполнение норм морали обязательно (нет).
8. Нарушение моральных норм наказывается общественным мнением (да).
9. Мораль и право регулируют поведение человека в обществе (да).
5. Подведение итогов.
(Слайд 10) Послушайте притчу:
Когда-то давно старик открыл своему внуку одну жизненную истину:
— В каждом человеке идёт борьба, очень похожая на борьбу двух волков. Один волк представляет зло: зависть, ревность, сожаление, эгоизм, амбиции, ложь. Другой волк представляет добро: мир, любовь, надежду, истину, доброту и верность.
Внук, тронутый до глубины души словами деда, задумался, а потом спросил:
— А какой волк в конце побеждает?
Старик улыбнулся и ответил:
— Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь.
- Каждый из нас то, что несет в своем сердце.
|